Корреспондент: Крутое пике украинского авторынка

Откат автомобильного рынка до уровня продаж начала 2000-х и смутные перспективы на будущее привели к переформатированию бизнеса.

В тренде – автосервис и продажи по системе трейд-ин, пишет Руслан Иванов в №47 журнала Корреспондент от 28 ноября 2014 года.

Немногим более 90 тыс. – столько новых машин общими усилиями продадут автоимпортёры, дилеры и производители по итогам 2014 года. По данным информационно-аналитической группы Автоконсалтинг, за  девять месяцев рынок провалился на 53% по сравнению с 2013-м.

Люди, проработавшие в сфере автобизнеса не один десяток лет, не помнят такой цифры продаж, начиная с 1999-го. И даже кризисный 2009 год, когда реализация машин упала почти в четыре раза – с 623,2 тыс. до 162,3 тыс., – не так пугал продавцов, как нынешнее положение дел.

«Сейчас кризис более глубокий и более тяжёлый для всех участников рынка», – сетует Сергей Боровик, директор по маркетингу группы компаний АИС, представляющей на украинском рынке, в частности, марки Geely, SsangYong и MG.

Авторынок губят те же факторы, что и экономику страны в целом, — отсутствие реформ, программ и действий по стабилизации и экономическому росту, а также военные действия на востоке

По словам Боровика, авторынок губят те же факторы, что и экономику страны в целом, — отсутствие реформ, программ и действий по стабилизации и экономическому росту, а также военные действия на востоке. Как следствие – девальвация, падение ВВП, снижение доходов населения, что в комплексе и обвалило продажи.

«У кризисов 2009 и 2014 годов есть общие черты: девальвация, безработица, снижение покупательной способности, падение экономики, – перечисляет Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы Торгового дома – НИКО, официального импортёра Mitsubishi Motorsв Украине. – Но сейчас ситуация усугубляется напряжённой политической обстановкой и военным конфликтом на востоке Украины».

Рекордное подорожание иномарок из-за девальвации гривни практически остановило продажи, а из-за военных действий рынок территориально сжался на 15%

Эксперт отмечает, что рекордное подорожание иномарок из-за девальвации гривни практически остановило продажи, а из-за военных действий рынок территориально сжался на 15%.

Президент ассоциации автопроизводителей Укравтопром Михаил Резник даёт еще более суровый прогноз: только за счёт конфликтных территорий автосалоны лишились до 25% продаж.

«Донбасс и Крым обеспечивали до четверти общеукраинского спроса на легковые машины, – говорит Резник. – Аннексия полуострова и боевые действия на востоке страны – это мощнейший удар по продажам».

Состояние национальной экономики и отсутствие понимания ближайших перспектив также, по его мнению, не улучшают потребительские настроения украинцев.

В ожидании апокалипсиса

Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортёров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко подчёркивает роковую роль эмоционального аспекта, который также повлиял на уровень продаж.

«Рынок подкосило постоянное ожидание апокалипсиса в стране, что вот сейчас всё рухнет, – делится он своими наблюдениями. – Нестабильность и постоянно нагнетаемая истерия приводят к тому, что люди копят деньги на чёрный день, откладывая покупки».

В Украине, где средний возраст автомобиля равен 19 годам, сложился колоссальный отложенный спрос на новые машины

По словам Назаренко, всё это вылилось в то, что в Украине, где средний возраст автомобиля равен 19 годам, сложился колоссальный отложенный спрос на новые машины.

Ненамного лучшую ситуацию эксперт прогнозирует и для вторичного рынка. По приблизительным подсчётам Назаренко, до конца 2014-го он составит до 200 тыс. проданных автомобилей – примерно вдвое меньше прошлогоднего уровня.

В это количество войдут легковушки, купленные в своё время в автосалонах, а теперь вышедших на вторичку, а также перепродажи подержанных машин, когда старый автомобиль меняют тоже на б/у, но поновее.

Отчасти относительно высокая цифра продаж вторичного рынка по сравнению с автосалонами объясняется тем, что некоторые начнут избавляться от второго автомобиля в семье.

Что же касается ввоза подержанных иномарок из Европы, то, по словам Назаренко, прогнозы украинских автопроизводителей о потоке в сотни тысяч единиц недорогих машин не оправдываются. Исходя из динамики ввоза и данных таможни, эксперт предрекает, что границу Украины до конца года пересекут не более 1.800 таких машин.

Новые реалии ведения автобизнеса и сформированный отложенный спрос уже сейчас приводят к переформатированию рынка: дилеры лихорадочно ищут варианты заработка.

«Снижение показателей продаж заставило операторов рынка оптимизировать свои активы, – поясняет Резник. – Следуя этому тренду, центр тяжести формирования доходов будет смещаться в область автосервиса и трейд-ина».

Дилеры начали понимать, что в нынешних условиях жизнеспособными окажутся лишь те автосалоны, которые будут способны предоставлять весь комплекс услуг по сервису

По прогнозам Назаренко, дилеры начали понимать, что в нынешних условиях жизнеспособными окажутся лишь те автосалоны, которые будут способны предоставлять весь комплекс услуг по сервису.

«За границей продажи приносят дилеру 20% всей прибыли, остальное он зарабатывает на техобслуживании, – приводит пример эксперт. – У нас же всё наоборот: салоны получают 80% дохода именно от продажи».

В сложившейся ситуации украинский авторынок будет медленно, но уверенно мигрировать в сторону западной модели.

Уже сейчас автоцентры принялись активно разрабатывать различные программы льготных условий на техсервис – от скидок на обслуживание и временной фиксации стоимости растущих в цене запчастей до рассрочки на все виды услуг вплоть до шести месяцев. За счёт этого дилеры пытаются хоть как-то оставаться на плаву.

Что касается системы продаж трейд-ин – обмена старой машины на новую с доплатой – то, по мнению экспертов, она будет становиться все более актуальной

Что касается системы продаж трейд-ин – обмена старой машины на новую с доплатой – то, по мнению экспертов, она будет становиться все более актуальной. При покупке автомобиля с рук велик риск попасть на мошенников, из-за которых покупатель может лишиться и денег, и машины. Приобретение подержанной машины у дилера все эти вопросы снимает.

Особенно остро данная проблема стоит сейчас, когда на авторынках страны появилось много машин, «отжатых» боевиками у жителей Донбасса. Легализуют краденые автомобили довольно просто. Получив от гаишников, перешедших на сторону сепаратистов, доступ к базе зарегистрированных в Украине машин, на Донбассе плодят «двойников».

На авторынках страны появилось много машин, «отжатых» боевиками у жителей Донбасса. Легализуют краденые автомобили довольно просто

В базе преступники находят легальный автомобиль того же цвета и модификации, что и «отжатый». На него подделываются документы и госномера. Причём во многих случаях это даже не подделки, а вполне официальные бланки, оказавшиеся в руках у преступников. Впоследствии такие автомобили продают на авторынках по доверенности за половину их реальной стоимости.

Кроме мошенничества, есть ещё один важный момент. Частник заинтересован любыми способами продать свой автомобиль и всячески его расхваливает, умалчивая о дефектах. Дилер по трейд-ину тоже хочет продать машину, но любую из нескольких десятков, выставленных на торговой площадке. В результате он даёт потенциальному покупателю более объективную информацию о техническом состоянии интересующего его автомобиля.

2015: кто меньше?

Ожидания операторов украинского авторынка на следующий год не особо оптимистичны. Они напоминают аукцион наоборот – кто меньше спрогнозирует. Всё сводится к тому, какая ситуация сложится в стране и что произойдёт с курсом валют.

По оценкам отделения стратегического развития международного автомобильного холдинга Атлант-М, в 201-м объём рынка новых машин сложится примерно на уровне нынешнего года, то есть порядка 90 тыс. единиц.

Ситуация останется тяжёлой, но контролируемой. Продажи первого полугодия будут провальными, а некое подобие восстановления рынка начнется со второй половины года

В холдинге прогнозируют, что ситуация останется тяжёлой, но контролируемой. Продажи первого полугодия будут провальными, а некое подобие восстановления рынка начнется со второй половины года. При этом в прогноз заложена потеря трёх регионов страны – Крыма и части Донецкой и Луганской областей. А они обеспечивали около 20% всех автопродаж в Украине.

К трём вариантам развития событий готовы в Торговом доме — НИКО: оптимистичный сценарий предполагает объём рынка в следующем году на уровне 100-110 тыс. машин, реалистичный – 90 тыс., а пессимистичный (он же наиболее вероятный) – 80 тыс. проданных автомобилей.

Ещё скептичнее аналитики АИС. Они считают, что если рынок в следующем году продержится на уровне 5-6 тыс. проданных машин в месяц, а по итогам года составит 55-70 тыс. единиц, то это будет ещё очень хорошо. Говорить же о более точных прогнозах пока не приходится – слишком много факторов неопределённости.

Сокращать дилерскую сеть или отказываться от вывода на рынок новых моделей большинство опрошенных Корреспондентом импортёров не планируют

В то же время сокращать дилерскую сеть или отказываться от вывода на рынок новых моделей большинство опрошенных Корреспондентом импортёров не планируют. А вот существенных акционных скидок рекомендуют не ждать.

«После завершения действующих сейчас распродаж никто не будет давать больших скидок в 2015 году, – предупреждает Боровик. – Старые складские резервы будут распроданы, а новые закупки для продажи в убыток проводить нецелесообразно».

Вместе с тем, по его словам, в следующем году с большой долей вероятности будут продолжаться акционные предложения по кредитам на покупку новых машин, действовавшие в 2014-м. А трейд-ин и продолжит активно продвигаться через дилерские центры.

Украинские автопроизводители радужных перспектив на следующий год также не видят.

«Нужно отдавать себе отчёт, что потенциал украинского покупателя, формировавшего отложенный спрос, сильно подорван девальвацией национальной валюты, – говорит Резник. – Именно по этим причинам мы без особого оптимизма смотрим в 2015 год».

Только экономические и политические улучшения в Украине способны вывести рынок из глубокого пике

Прогнозы по рынку довольно скромные, автомобильный экспорт практически на нуле, поэтому пока предварительный сведённый план на следующий год по производству легковых машин предусматривает выпуск порядка 30 тыс. единиц, отмечает Резник.

Не берясь планировать какие-либо цифры автопродаж на следующий год, Назаренко считает, что только экономические и политические улучшения в Украине способны вывести рынок из глубокого пике.

«Авторынок – это зеркало украинской экономики, – уверен эксперт. – И говорить о каких-то перспективах можно будет, только когда стабилизируется обстановка в стране».

***

Этот материал опубликован в №47 журнала Корреспондент от 28 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.